Дмитрий Мурзин (murzind) wrote,
Дмитрий Мурзин
murzind

Categories:

этнографический комментарий к решению Роспотребнадзора

Originally posted by malinxi at этнографический комментарий к решению Роспотребнадзора
Восточнославянскому фольклору с конца XIX в. известен такой на первый взгляд странный сюжет. Если человек в неурочное время встречает русалку, она задает ему вопрос: "Петрушка или полынь?" Если человек ответит: "полынь", то русалка разочарованно скажет: "сгинь" или  "прячься под тын" и убежит. Если же ответом будет "петрушка", русалка радостно крикнет: "Ах ты, моя душка!" -- и защекочет неосторожного (вероятно, до смерти).

До сих пор этнографы и фольклористы интерпретировали это поверье через призму представлений об апотропейных свойствах полыни (поскольку растениям с резким запахом в народной культуре приписывается свойство отгонять нечистую силу, которой, без сомнения, является и русалка). Однако только теперь можно понять глубинный смысл данного сюжета. Пролить на него свет помогает опубликованное сегодня (и широко обсуждаемое в блогосфере) распоряжение Роспотребнадзора о причислении петрушки к растениям, содержащим сильнодействующие наркотические и ядовитые вещества.

Как известно, некоторые наркотические вещества способны вызывать различные видения, в том числе касающиеся демонического мира. Неслучайно некоторые исследователи европейского Средневековья трактуют феномен "охоты на ведьм" эрготизмом, т.е. отравлением населения алкалоидами спорыньи (гриба, паразитирующего на пшенице и обладающего галлюциногенным эффектом, сродни эффекту от употребления ЛСД). Иными словами, систематически употребляя хлеб или кашу с примесью спорыньи, одни люди видели своих соседок в качестве ведьм, а другие, чья участь была более печальной, принимали участие (разумеется, иллюзорное) в шабашах.

Если вернуться к теме более близких нам русалок, выбор между "полынью" и "петрушкой", предлагаемый демонологическим персонажем, отнюдь не случаен.

Оба растения являются наркотическими. Полынь (Artemisia absinthium) в качестве изменяющего сознание средства была популярна в Европе (вспомним лица измученных и явно движущихся к деградации "любителей абсента" с полотен Дега или Пикассо). Об аналогичных свойствах петрушки (Petroselinum) нам не было известно до сего дня. Однако следует отметить, что поверье о вопрошающей случайного путника русалке фиксировалось в XIX в. прежде всего на территории Малороссии (о чем свидетельствуют записи собирателей украинского фольклора Павла Чубинского и Миколы Маркевича).

Возглавляющий Роспотребнадзор Г.Г. Онищенко (родившийся в Киргизской ССР, но носящий безусловно украинскую фамилию) не зря запретил петрушку, он благодаря генетической памяти поколений, безусловно, должен был знать соответствующее поверье и понимал, о чем на самом деле спрашивает русалка, какой лукавый выбор она предлагает.  А русалка, как и подобает демону, предлагает альтернативу между двумя злами: упаднический западный ад или языческое славянское глюколовство -- мол, выбирайте, православные. Это выбор между двумя наркотиками, между двумя, выражаясь языком современного мира, виртуальными реальностями, из которых славянская, быть может, для наших уже набивших оскомину на западном зле сограждан более привлекательна.

К слову сказать, время для запрета петрушки было выбрано правильно: Русальная (или Гряная) неделя, с которой восточные славяне связывают активизацию в человеческом мире русалок, наступит очень скоро, после Троицына дня (в этом году после 12 июня). Так что у всех более чем за неделю ознакомившихся с постановлением Роспотребнадзора есть возможность понять, что, встретив предлагающего полынь или петрушку демонологического персонажа, надо просто перекреститься и сказать: "Чур меня!"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments